Порядок проведения производственного экологического контроля определяется технологическими регламентами (инструкциями), производственными программами, графиками инструментального контроля, планами природоохранных мероприятий и др.
Контроль проводится экологическими службами или специалистами-экологами предприятия в соответствии с «Положением о производственном экологическом контроле предприятия».
Задачи природопользователей в области контроля за выбросами и сбросами загрязняющих веществ в окружающую среду включают в себя следующие этапы:
- Проведение инвентаризации источников выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
- Разработка норм предельно допустимых выбросов и предельно допустимых сбросов в окружающую среду.
- Организация природопользователем службы инструментального аналитического контроля выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду.
- Организация первичного учета массы загрязняющих веществ и интенсивности их выброса и сброса в окружающую среду.
На первом этапе наиболее важно получение полной и достоверной информации о количестве и составе выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. При этом должны быть определены:
- параметры источников выбросов и сбросов, включающие перечень и объемы загрязняющих веществ, выбрасываемых и сбрасываемых в окружающую среду, интенсивность выбросов и сбросов;
- состояние природоохранных сооружений и оборудования.
Основные требования и порядок проведения инвентаризации изложены в инструктивных материалах.
Задача второго этапа - разработка и установление экологических нормативов: предельно допустимых выбросов и предельно допустимых сбросов.
Нормирование выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду производится путем установления предельно допустимых выбросов этих веществ в атмосферу (ПДВ) и.предельно допустимых сбросов веществ со сточными водами в водные объекты (ПДС).
Расчет величины нормативов ПДВ производится на основании рекомендаций, данных в методике расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий, ОНД-86.
ПДВ устанавливаются для каждого источника загрязнения атмосферы на действующем предприятии при условии, что выбросы вредных веществ от данного источника и от совокупности источников, с учетом рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере, не создадут предельную концентрацию, превышающую ПДК.
ПДС устанавливаются с учетом оптимального распределения массы сбрасываемых веществ между водопользователями в целом по бассейну реки. ПДС и ПДВ являются основой для планирования природоохранных мероприятий. Нормативы ПДВ и ПДС утверждаются местными органами охраны природы с учетом замечаний органов Госэпиднадзора.
На третьем этапе природоохранной деятельности предприятия, требуется создать лабораторию (выделить необходимое помещение, снабдить его нужным оборудованием и приборами, подобрать специалистов службы экологического контроля). Основные требования и порядок организации инструментального контроля выбросов и сбросов на предприятии изложены в инструктивных материалах.
Инструментальный (аналитический) производственный контроль является составной частью производственного экологического контроля источников выбросов и сбросов загрязняющих веществ, компонентов природной среды (атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв и др.).
Инструментальный контроль на предприятии должен вестись в строгом соответствии с графиками аналитического контроля, которые утверждаются комитетами по охране окружающей среды и природным ресурсам. Задачей инструментального контроля является получение достоверной информации о количестве загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, и оценка соответствия фактического выброса и сброса загрязняющих веществ установленным экологическим нормативам, а также определение эффективности работы пылегазоочистного оборудования и очистных сооружений. Получаемая информация используется для принятия возможных оперативных мер по сокращению выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду при нарушениях в технологии производства или неудовлетворительной работе природоохранных сооружений.
Для контроля за соблюдением нормативов выбросов по ряду производств целесообразно организовать наблюдение за качеством атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов, согласован предварительно местонахождение точек отбора проб и программу наблюдения с комитетом по охране окружающей среды и органами санитарно-эпидемиологического надзора.
С целью обеспечения единства и достоверности измерений лаборатории предприятий, осуществляющие инструментальный контроль выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, должны быть аттестованы в соответствии с требованиями, изложенными в нормативном документе. При этом в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке должны входить представители комитета по охране окружающей среды и природным ресурсам.
Задачей четвертого этапа в природоохранной деятельности предприятия является организация первичного учета вредного воздействия выбросов загрязняющих веществ на атмосферу и сбросов загрязняющих веществ на водные объекты и подготовка статистической отчетности по формам 2ТП-водхоз и 2ТП-воздух. На этом этапе, на базе данных инвентаризации источников выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и по данным обработки результатов инструментального контроля проводится заполнение журналов первичного учета по соответствующим формам. Результаты первичного учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу фиксируют в журналах ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3, типовые формы которых утверждены приказом ЦСУ № 329 от 9 июня 1981 года.
Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик (форма ПОД-1) является первичным документом, удостоверяющим количество источников загрязнения, атмосферы и их характеристики по цехам и участкам предприятия. Записи в журнале ведутся на основании проведения замеров параметров источников загрязнения атмосферы и данных обработки результатов лабораторного анализа, отобранных проб.
По источникам, оборудованным газопылеулавливающими установками, приводят данные измерений на входе и выходе газовоздушного потока и рассчитывают эффективность работы установок.
Журнал по форме ПОД-2 предназначен для фиксирования данных о выполнении мероприятий по сокращению количества загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу.
Журнал по форме ПОД-3 используют для учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок.
На основании данных выше перечисленных журналов производится заполнение показателей формы статистической отчетности 2-ТП (воздух).
Результаты первичного учета сбросов загрязняющих веществ в водные объекты фиксируют в журналах ПОД-11, 12, 13.
Журнал учета водопотребления и водоотведения (форма ПОД-11) заполняется на основании показателей водоизмерительных приборов и устройств. Форма применяется для учета забираемой на нужды предприятий и сбрасываемой, отводимой или передаваемой другим водопользователям воды.
Журнал учета водопотребления и водоотведения (форма ПОД-12) представляет собой первичный документ, удостоверяющий количество забираемой и отводимой воды по данным водоизмерительных приборов и устройств. При отсутствии последних количество воды рассчитывается косвенными методами.
Журнал учета качества сбрасываемых сточных вод (форма ПОД-13) является первичным документом, удостоверяющим перечень и количество загрязняющих веществ, поступающих в водные объекты в составе сточных вод на каждом выпуске. Журнал заполняется по данным обработки результатов лабораторного анализа отобранных проб. При наличии очистных сооружений данные анализов проб приводятся на входе и выходе очистных сооружений, рассчитывается эффективность работы очистных сооружений.
На основании данных форм первичной отчетной документации ПОД-11, 12, 13 производится заполнение показателей формы статистической отчетности 2-ТП (водхоз).
Наличие и ведение форм первичной отчетной документации и форм статистической отчетности являются обязательными для всех предприятий и организаций независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. Ответственность за полноту и достоверность данных форм ПОД-1, 2, 3 и ПОД-11, 12, 13 и порядок представления форм статистической отчетности 2ТП-воздух и 2ТП-водхоз несет руководитель предприятия в соответствии с Законом Российской Федерации «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности».